ТО Овертайм - ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА. ГЕННАДИЙ БЛИЗНЕЦОВ - ПОКОРИТЕЛЬ ВЫСОТ

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА. ГЕННАДИЙ БЛИЗНЕЦОВ - ПОКОРИТЕЛЬ ВЫСОТ Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 7
ХудшаяЛучшая 
21.01.2011


БЛИЗНЕЦОВ Геннадий Алексеевич
Родился 6.01.1941 г. в Харькове
Заслуженный мастер спорта СССР по легкой атлетике
16-кратный рекордсмен СССР в прыжках с шестом, за пять лет поднял планку всесоюзных рекордов с 4 м 70 см до 5 м 30 см
7-кратный чемпион СССР
Участник Олимпиад в Токио (1964, 5 место) и Мехико (1968, 6 место)
В 1965-м году стал победителем матча легкоатлетов СССР и США
4-кратный победитель Мемориала братьев Знаменских
Почетный «динамовец»

Талантливому спортсмену под силу взять любую намеченную высоту — в прямом и переносном смысле. Но иногда тем якорем, который тянет вниз, становится качество инвентаря, без которого успешное выступление невозможно. Пример легендарного харьковского прыгуна с шестом Геннадия Близнецова говорит о том, что огромное трудолюбие и желание покорить высоту могут преодолеть и силу притяжения, и отстающие технологии. Геннадий Алексеевич первым в Советском Союзе покорил высоту в пять метров, и его полет длился долгие годы — на радость болельщикам и назло обстоятельствам.
На чемпионате СССР 1937 года в Москве, где свой обычный спор вели харьковский «динамовец» Гавриил Раевский и его московский одноклубник Николай Озолин, в секторе для толкания ядра «золото» взяла спортсменка из Сталинграда Раиса Близнецова. Вскоре она переехала в Харьков, где и родила сына Геннадия. Жили они на стадионе «Динамо», где для Геннадия открылся путь в большой спорт.
— Это было в период 1955-56 годов. Я подрос из «юного динамовца», мне уже нужно было давать силовую подготовку. Со мной занимался Гавриил Леонидович Раевский. Первые два месяца тренировок мне не очень понравились. Он был представителем старой школы, где во главе угла стояло физическое воспитание — он своих ребят «качал». Они были красивые, стройные, но прыгали хуже, чем я. Мне стало ясно, что это не тот путь, по которому нужно идти. Я пошел по пути темпа, скоростно-силовой подготовки, и это оказалось правильным.

В середине прошлого столетия в прыжках с шестом произошла революция, вылившаяся в принципиальные изменения не только в технике исполнения, но и в появлении новых материалов — на смену металлическим пришли фибергласовые шесты. Конечно, появились они за океаном и дали американским прыгунам столь ощутимую фору, что советские чиновники от спорта не придумали ничего умнее, как попытаться объявить бойкот новинке. Считается, что благодаря этому материалу американцы и были сильнейшими. Геннадий Близнецов, как и все в СССР, прыгал с металлическим шестом — тяжелым и малоупругим.
— Представьте себе, на фибергласовом шесте прыгал человек, который на 20 кг меньше меня весил. Любой прыгун, выходящий с таким шестом в сектор, сразу имел преимущество в результате — до метра, по сравнению со мной. Да, у них был шест, но они на нем не использовали полностью свой потенциал, а я на своем металлическом выжимал из себя максимум.

Так Геннадий Близнецов побил 13 рекордов СССР подряд — с 1964 по 1968 год, и остановился на отметке 5 м 30 см. Между прочим, он и в высоту прыгал, как никто из шестовиков — на 2 м 10 см. На Олимпиаде-1964 в Токио он был пятым с результатом 4 м 95 см, а через четыре года на играх в Мехико взял те самые рекордные 5 м 30 см. Но финишировал только шестым — те, кто раньше освоили фибергласовое ноу-хау, ушли вперед. Но наш земляк к 1972 году почти их догнал. Но на Олимпиаду в Мюнхен его не взяли, сказав, что в 31 год он стар для сборной. А Геннадий на предолимпийских тренировках прыгал выше, чем ставший чемпионом Мюнхена Вольфганг Нордвиг из ГДР. По другой версии на чемпионате Европы Близнецов попытался сбросить несколько килограммов, и во время соревнований у него не хватило сил взять даже начальную высоту. За провал Близнецова исключили из сборной и вычеркнули из списка претендентов на Олимпийские Игры-72. Но ярких страниц в карьере Геннадия Близнецова было больше. Одна из них — матч легкоатлетов СССР и США, на котором Близнецов взял высоту 4 м 95 см.
— У меня в памяти осталась каждая деталь того матча. Мы в Киеве выиграли у американцев — это было что-то невероятное. Мы обыграли легкоатлетическую супердержаву, причем на глазах у наших зрителей. Ко мне подошли представители одной французской фирмы и не поверили, что я прыгнул на такую высоту с таким шестом.

Кстати относительно подаренного Геннадию Близнецову фибергласового шеста тоже есть две версии событий. Говорили, что его соперник и друг Джон Пеннон подарил такой шест. Но руководство советской сборной посчитало, что личных подарков у советских спортсменов за рубежом не бывает. Шест забрали, и больше его Близнецов не видел. Сам Геннадий Алексеевич говорит, что все было не так.
— Во-первых, Пеннон подарил мне шест, когда приехал в Киев на матч СССР–США. Во-вторых, шест оказался таким же, который у меня был. А мне нужен был шест жестче, жестче и еще раз жестче. Я сам придумал выход: сделал железные вставки и потом 5.14 на этом шесте прыгнул.

Геннадий Близнецов проторил дорогу к рекордным высотам для наследника своей спортивной славы — Сергея Бубки, который вознес украинскую школу шестовиков на недосягаемую высоту. 13 июля 1985 года на соревнованиях в Париже донецкий феномен первым в мире покорил шестиметровую высоту. А всего за свою карьеру установил 35 мировых рекордов — последний из них (6 м 14 см) — в 1994-м. Сегодня специалисты в один голос говорят: имей Близнецов хороший шест, он был бы «первым Бубкой», а харьковская школа шестовиков — одной из лучших в мире. К слову, тренер Бубки — Виталий Петров — тоже воспитанник харьковской школы. А что касается высоких прыжков и рекордов, то у Геннадия Алексеевича есть в запасе одна забавная история, говорящая о том, что ни один рекорд не вечен.
— Довелось мне как-то быть в Америке и попасть в дельфинарий. Мы с одним американцем, тоже прыгуном с шестом, забрались на трибуну и наблюдаем — дельфины прыгают вверх за рыбками. Причем каждый раз дрессировщик поднимает рыбку все выше и выше. Дело дошло до пяти метров и больше — дельфин перепрыгивал. И тут мне этот американец говорит: «Смотри, он без шеста прыгает выше тебя!».

Сейчас Геннадий Близнецов констатирует спад в прыжках с шестом. Нет выдающихся имен, соотношение прыгун–шест, ниже, чем было у Бубки. А тренеры говорят, что такие, как Близнецов или Бубка рождаются раз в поколение. Это талант, так что покорители высоты 6.16, быть может, еще даже не родились. А сам Геннадий Алексеевич желает сегодняшним прыгунам одного — огромного желания прыгать, и чтобы оно у них никогда не пропадало.
Поздравляем Геннадия Близнецова с 70-летним юбилеем и желаем ему здоровья, счастья и радости увидеть новых украинских чемпионов в секторе для прыжков с шестом.




Александр ГРИГОРОВ, пресс-атташе «Динамо»
В статье использованы материалы газет «Время» и «Зеркало недели», а также портала «Наш Харьков»
 


Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >